Туризм - это самая древняя 3D-бродилка с полноценными видео, аудио и сенсорными эффектами. Стас Янковский
Гжель - родина русского фарфора
Маршрут: платф. Григорово (Казанское направление, 6-я гона, 54 км от Москвы) - Фенино - Старкове - платф. Совхоз (6-я зона, 50 км от Москвы) Протяженность маршрута 17-18 км
Осенью множество грибников с корзинами устремляются от платформы Григорово в лес по левую сторону полотна. Тем же, кто хочет познакомиться со старинным гончарным промыслом, придется отказаться от сбора грибов и идти вправо по ходу электрички. Дорога ведет к селу Гжель.
Оно находится в 3 км от Григорова на берегу реки Гжелки. Здесь ее пересекает не очень оживленное Егорьевское шоссе. Гжель славится получившим мировое признание народным художественным керамическим промыслом. Кому неизвестна теперь посуда с синей кобальтовой росписью по белому фону?
Этот район из 30 сел и деревень бывших Бронницкого и Богородского уездов издавна был известен своими глинами. Создатель русского фарфора Д. И. Виноградов в 1740-х гг. дважды бывал в Гжели. Первые русские фарфоровые изделия, полученные на Порцелиновой мануфактуре близ Петербурга, были из гжельского сырья.
В Гжельской волости - в деревнях Речицы, Жирово, Турыгнно, Кузяево и других - получило распространение гончарное ремесло, стали возникать мелкие мастерские по производству посуды из полуфаянса. В Гжели родилось оригинальное искусство русского фарфорового лубка с его цветистостью и народной трактовкой скульптурных образов. Традиции росписи фаянса и дешевого фарфора развивались на протяжении всего XIX века. С появлением крупных фарфоровых фабрик Гжельский район с его мелкими крестьянскими мастерскими, однако, постепенно утрачивал свое значение, само искусство гжельского промысла пришло в упадок и было почти полностью предано забвению.
В 1920-1930-х гг. в Гжели и окрестных деревнях возникли артели - "Гжельский гончар", "Объединенный фарфорист", "Художественная керамика" и др. Но только в 40-50-х годах благодаря исследованиям искусствоведа А. Б. Салтыкова и работам московской художницы Н. И. Бессарабовой искусство Гжели удалось возродить.
Большую роль в развитии современного гжельского фарфора сыграло творчество народного художника РСФСР Л. П. Азаровой, автора многочисленных скульптурных и посудных изделий. Более 20 лет она была главным художником объединения "Гжель". Л. П. Азарова-лауреат премии имени И. Е. Репина.