Туризм - это самая древняя 3D-бродилка с полноценными 
видео, аудио и сенсорными эффектами.
Стас Янковский 

Значения камней и минералов. (стр.8)

Разумеется, нельзя сказать, что этот перечень появился совсем уж на пустом месте, что он от начала до конца придуман. Рядом с ним для сравнения помещен список Национальной ассоциации ювелиров США (12), принятый в 1912 году. Преемственность видна отчетливо. Более того, если сопоставить списки 13 и 3, то можно легко убедиться, что камни МАЮ в восьми случаях из двенадцати совпадают с основными или дополнительными камнями опубликованного столетие назад списка М. И. Пыляева. Да и с нашим гипотетическим списком 11 совпадений порядочно.

Традиции несомненны. Но столь же несомненны коммерческие тенденции списка МАЮ. Сравним еще раз эти же три перечня (3, 12, 13), выявляя теперь уже не объединяющие признаки, а, наоборот, различия,-тенденция обнаруживается незамедлительно. Во всех случаях (ни одного исключения нет!), когда следует выбирать из двух камней один, в списке МАЮ непременно оказывается более дорогой.

Тем из вас, кто имеет хотя бы ориентировочное представление об относительной ценности камней (наиболее дотошные читатели могут почерпнуть эти сведения в книге Е. Я. Киевленко, Н. Н. Сенкевича и А. П. Гаврилова Геология месторождений драгоценных камней"), полезно проделать занятный эксперимент. Попробуйте переписать в колонку список 3, дополните его недостающими камнями из списка 12, а затем зачеркните более дешевые камни, вставляя в каждой строчке только по одному, самому дорогому. Я проделал это. Получился список МАЮ.

Оно и понятно. А. Е. Ферсман определил когда-то, что камень на протяжении истории человечества нес три функции. Красота была первой из них, позже к ней присоединилась магия, и лишь потом человек осознал стоимость камня. Древние прежде всего ценили эстетику и магию камня. Ныне основным и определяющим достоинством камня стала Ее Величество Цена. А мистика - постольку, поскольку она барыш приносит.

"Вот прозрачный камень цвета медной яри... Ты видишь - он некрасив, но цена неисчислима, потому что только четыре человека на земле владеют камнем Мгнадис-Фза". Думается, что царь Соломон мог говорить такое только потому, что этот царь Соломон - без малого наш современник: он создан А. И. Куприным в начале нынешнего века. Ведь если и были у подлинного царя Соломона некоторые задатки коммерсанта, к камню в его времена, согласно "Песне песней", относились совсем иначе. Персонажи этого лирико-эротического раздела Библии, полные любовного томления, пели друг другу: "Руки-золотые кругляки, унизанные топазами, живот - как изваяние из слоновой кости, обложенное сапфирами, голени-мраморные столбы, поставленные на золотых подножиях..."

Даже много позже времен легендарного царя, в Древнем Риме, где уже очень хорошо разбирались в стоимости камней, все-таки не ее ставили на первое место. "Драгоценные камни - в малых пределах совокупленное величество природы... Некоторые же из них поставляют выше всякой цены и меры богатств человеческих, так что для многих людей к высочайшему и совершенному созерцанию природы довольно единого токмо драгоценного камня".

Не нужно удивляться, что Кай Плиний Старший восхваляет камни, используя старославянские обороты: мы читаем перевод, сделанный академиком В. М. Севергиным 170 лет тому назад. Впрочем, о достоинствах камней, пожалуй, и следует говорить только таким торжественным стилем!

Да, но весь этот разговор был затеян для того, чтобы определить родство и происхождение наших списков 9 и 10. Сравним же их со списками НАЮ и МАЮ. Все ясно? Одно у них у всех происхождение - коммерческое.

Я мало что понимаю в индийской магии. Полагаю, что среди читателей найдется еще хотя бы несколько человек, думающий о себе так же. А может быть, зря мы прибедняемся? Во всяком случае, наших знаний вполне хватит, чтобы восполнить пропуск, допущенный в газетной публикации, и восстановить отсутствующий там камень июля (в списке 10 на этом месте - вопросительный знак). Если поставить рядом списки 9, 10, 12 и 13, делается это однотипно.



9 10 12 13
Июль Рубин ? Рубин Рубин


назад || вперед || другие легенды
дизайн студия в Электростали - компания CyberPR.

п»ї
Главная

Камни Подмосковья
Цветные камни
Как образовались камни
Как искать камни
Где можно найти камни
Легенды и слухи о камнях
Фотографии минералов
Обработка камней

Пешие Маршруты
Белорусское направление
Киевское направление
Рижское направление
Павелецкое направление
Курское направление
Ленинградское направление
Савеловское направление
Ярославское направление
Казанское направление

Рыбные места
Водохранилища
Озёра
Реки
Советы рыболову

Культурный отдых
Грибные места
Полезные ссылки

© 2005-2012 | All Rights Reserved |