Туризм - это самая древняя 3D-бродилка с полноценными видео, аудио и сенсорными эффектами. Стас Янковский
Значения камней и минералов. (стр.11)
Работать с Библией по указанным причинам очень трудно. Но есть у нее, с точки зрения историка, и одно неоспоримое достоинство. Текст Библии был канонизирован в начале нашей эры и с тех пор никаким переделкам никогда не подвергался. Значит, если уж ты отыскал там какие-либо интересующие тебя факты или положения, никаких позднейших наслоений в них заведомо быть не может. Датировка, по меньшей мере, началом нашей эры обеспечена.
И это, по меньшей мере, ибо ниточки, обнаруживаемые и Библии, порой тянутся к первоисточникам, возникшим за тысячелетия до ее создания. Богословы были немало шокированы, когда ученые прочитали на глиняных шумерских табличках клинописный вариант сказания о всемирном потопе, с которым библейская версия совпадает даже в деталях. Находка в 1947 году так называемых кумранских рукописей, или рукописей Мертвого моря, сразу состарила на несколько веков многие разделы Библии, ранее относимые к рубежу нашей эры.
Заметим еще: Ветхий завет, безусловно, старше по возрасту своего собрата, Нового завета. Отсюда не следует, однако, что авторы последнего не прибегали в своем творчестве тоже к достаточно древним (и даже более древним) источникам.
Камень используется человеком очень давно, следовательно, обращение к Библии в поисках интересующих нас материалов вполне закономерно.
Сформулируем задачу, стоящую перед нами. Если бы в Библия существовал впрямую список камней по месяцам, никаких трудностей не возникало бы. Но такого списка там нет. Значит, необходимо поискать: нет ли в этой книге просто какого-либо перечисления двенадцати камней, которые можно было бы изучить и, в зависимости от результатов, к нашей теме приспособить?
В Ветхом завете подобный перечень отыскивается без труда. Значительную часть книги Исхода, второй книги Ветхого завета, занимают различные инструкции и рецепты, данные Моисею не кем-нибудь, а самим Яхве. Из них мы узнаем, в частности, что господь отнюдь не гнушался цветными камнями, называя в числе других угодных ему подношений "камень оникс и камни вставные для ефода (одежда, вроде короткой безрукавки.- В. Д.) и наперсника".
Среди прочих в книге Исхода имеется и наставление ювелирам с описанием технологии изготовления наперсника - нагрудного украшения первосвященника:
"Сделай наперсник судный искусною работой... он должен быть четырехугольный, двойной, в пядень длиною и в пядень шириною. К наперснику сделай цепочки витые плетеною работой из чистого золота; и сделай к наперснику два кольца из золота, и прикрепи два золотых кольца к двум концам наперсника; и вдень плетеные цепочки из золота в оба кольца по обоим концам наперсника, а два конца двух цепочек прикрепи к двум гнездам..." и так далее, и тому подобное, с неспешностью и повторами, вообще свойственными Библии.
Нот это-то описание и содержит место, которое не может нас не заинтересовать: "И вставь в него оправленные камни в четыре ряда; рубин, топаз, изумруд - это один ряд; второй ряд: карбункул, сапфир и алмаз; третий ряд: яхонт, агат и аметист; четвертый ряд: хризолит, оникс и яспис, в золотых гнездах должны быть вставлены они".
Как раз двенадцать камней. Будем разбираться. Прежде всего, с названиями. Что карбункул - это красный гранат, мы уже знаем. Яспис логичнее всего представить яшмой. Сложнее с яхонтом. В старой литературе этот термин употребляется чаще всего в качестве группового названия всех разновидностей корундов. (Фраза из русской торговой книги XVII века: "Яхонт червчат, либо синь, либо чал" - в переводе звучит прямо как цитата из какого-то современного курса минералогии: корунды бывают красные, синие и желтые.) Но ведь красный корунд (рубин) и синий корунд (сапфир) уже присутствуют в этом списке. Загвоздка!
Не будем пока обращать на нее внимания (о терминологии нам еще придется говорить). Для удобства, осовременив названия камней, перепишем их в колонку. Нумерацию месяцев - а вдруг не тот порядок - ставить не будем.
Библия, Исход (список 18)
Рубин
Гранат
Топаз
Сапфир
Изумруд
Алмаз
Корунд (?)
Хризолит
Агат
Оникс
Аметист
Яшма
Пробуем сравнить этот перечень с нашими списками 11 и 17. Никаких просветов! И дело даже не столько в различиях наборов камней (тут как раз, при желании, можно усмотреть много сходных черт с обоими списками), сколько в порядке их расположения. Никакими разумными перестроениями библейского перечня получить что-либо хоть отдаленно напоминающее наши вспомогательные списки невозможно.
Явная неудача. Причины ее заключаются, вероятнее всего, в том, что приведенный перечень сам по себе уже является списком символов: каждый из включенных в него камней посвящен одному из двенадцати колен (племен) Израилевых. Будем думать, что автор Исхода специально не хотел смешивать разные символы и сознательно подобрал нечто такое, что на список камней месяцев совсем не похоже.
Подтверждение высказанному предположению можно найти в том, что этот список (лишь в несколько видоизмененном виде) и посейчас существует на Западе, символизируя уже, правда, не колена Израилевы, а... христианских апостолов. Воистину, в хорошем хозяйстве ничего зря пропадать не должно!
Продолжаем поиск.
Второе место, где снова перечислены двенадцать камней, обнаруживается в Новом завете, в той его части, которая называется Апокалипсис, или Откровение Иоанна Богослова.
Апокалипсис - едва ли не самый мрачный и труднопонимаемый раздел Библии. По сути, это едкий памфлет, которым автор, не очень стесняясь в выражениях, гневно бичует неугодные ему порядки в Римской империи, предрекая, в частности, Вечному городу (нигде и ни разу не называя его прямо) печальную участь-гибель.
В качестве антитезы Риму автор описывает явившийся ему в видениях другой город, "город будущего", как бы мы сказали, - Новый Иерусалим.
По представлениям Иоанна, этот город, естественно, идеален (он "как невеста, украшенная для мужа своего"). Иначе и быть не может, ведь главным архитектором и единственным строителем Нового Иерусалима был сам господь бог! Некоторые особенности архитектуры и планировки этого города достаточно любопытны. "Город расположен четвероугольником, и длина его такая же, как и ширина". (Ромб - не очень классическая фигура; надо полагать, что в плане город был просто квадратным.)
Чтобы не было сомнений, ангел, приставленный к Иоанну в качестве гида, прямо на его глазах измерил золотой тростью длину города и получил 12000 стадиев. Если принять во внимание, что так называемый священный, или библейский, стадий равен 256 метрам, нетрудно подсчитать, что площадь города превышает 9 млн. км2. (Для справки: все государства Европы, исключая СССР, размещаются на территории всего около 5 млн, км2.) Мало того, как свидетельствует Иоанн, "длина и ширина и высота его равны", к" есть высота города - более 3000 км! Некоторые источники указывают, что священный стадий составляет "всего" 200 м. На порядок цифр эта разница никак не влияет.
Жилищного кризиса население Нового Иерусалима, разумеется, не испытывало; в этакой махине - и всего-то 144 тысячи жителей.
Но нас интересует не сам город (несколько позже мы, правда, вернемся к системе освещения, примененной в нем). Любому писателю - фантасту очень трудно в своих самых изощренных построениях отрешиться от окружающей его действительности. Оков актуализма не избежал и Иоанн. Новый Иерусалим, по его описанию, обнесен стеной - непременным атрибутом городов того времени, когда создавался Апокалипсис.
Размеры этой стены грандиозны, под стать масштабам самого города. Периметр ее превышает 12000 км, высота составляет 144 локтя (почти 100 м). Обилием въездов город похвастаться не мог: на каждой стороне квадратной в плане стены было всего по трое ворот (1000 км от одних ворот до других!), зато "двенадцать ворот - двенадцать жемчужин: каждые ворота были из одной жемчужины". (Для справки: крупнейшая из известных нам правильных по форме жемчужин, принадлежавшая испанскому королю Филиппу II, весила... 34 карата, то есть около 7 граммов.) Ворота как бы делили стену на двенадцать частей, каждая из которых имела свое основание.
Защитных задач стена не выполняла: ворота в ней никогда не запиралась, и без того в город не могли войти "ничто нечистое и никто преданный мерзости или лжи". А вот эстетические функции она несла, по - видимому, значительные. Слово самому Иоанну:
"Стена его построена из ясписа, а город был чистое золото, подобен чистому стеклу. Основания стены города украшены всякими драгоценными камнями: основание первое - яспис, второе - сапфир, третье - халкидон, четвертое - смарагд, пятое - сардоникс, шестое - сердолик, седьмое - хризолиф, восьмое - вирилл, девятое - топаз, десятое - хризопраз, одиннадцатое - гиацинт, двенадцатое - аметист".